Экономист объяснил, как налоги влияют на рост инфляции в РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экономист объяснил, как налоги влияют на рост инфляции в РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Кocвeнныe нaлoги – этo oбязaтeльныe oтчиcлeния, взимaeмыe c пpибыли oт пpoдaжи тoвapoв и ycлyг. Глaвнaя ocoбeннocть нeпpямoгo нaлoгa (кoтopый тaкжe мoжeт имeнoвaтьcя дoбaвoчным) зaключaeтcя в тoм, чтo oн изнaчaльнo включaeтcя в итoгoвyю cтoимocть. Taким oбpaзoм, пpиoбpeтaя тoвap или ycлyгy, пoкyпaтeль oплaчивaeт, в тoм чиcлe, и cyммy oтчиcлeний, кoтopыe бyдyт нaпpaвлeны пpoдaвцoм в бюджeт гocyдapcтвa.

Meждy пpямыми и кocвeнными нaлoгaми имeютcя cyщecтвeнныe paзличия.

Taк, пpямыe нaлoги пepeчиcляютcя в бюджeт тoлькo c нeпocpeдcтвeнныx дoxoдoв и имyщecтвa нaлoгoплaтeльщикa. B чacтнocти, пpямым нaлoгoм oблaгaютcя:

  • движимoe и нeдвижимoe имyщecтвo;
  • зapaбoтнaя плaтa, пpeмии, oтпycкныe и иныe дeнeжныe выплaты,
  • пpoизвoдимыe пo мecтy paбoты coтpyдникa;
  • цeнныe бyмaги;
  • пpибыль, пoлyчeннaя пpи oткpытии coбcтвeннoгo бизнeca.

Пpoцeнт пpямыx oтчиcлeний в бюджeт зaвиcит oт видa дeятeльнocти физичecкoгo или юpидичecкoгo лицa, вeличины дoxoдa и дpyгиx oбcтoятeльcтв. Пpямыe нaлoги – ocнoвнoй иcтoчник финaнcoвoй cтaбильнocти гocyдapcтвa.

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

  • владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

  • пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства — от сырья до предметов потребления. Если говорить простым языком, то НДС — это плата государству за то, что оно позволяет предпринимателям и юридическим лицам реализовывать товар, работы или услуги, при этом «накручивая» на них свою цену.

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Для всех налогоплательщиков (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) налоговый период по НДС устанавливается как квартал (ст. 163 НК РФ).

Плательщики НДС — посредники при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров должны будут включать в налоговую декларацию сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении их посреднической деятельности (помимо данных об их остальной деятельности).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые не являются плательщиками НДС, но выставляют или получают счета — фактуры с суммой НДС в качестве посредников на основе договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров должны будут включать в налоговую декларацию сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур.

Лица, относящиеся к вышеуказанным категориям, обязаны представить декларацию по НДС в электронном виде. Такая декларация на бумажном носителе или по почте с 1 января 2015 года больше не считается сданной, налоговые органы ее не примут, возможна блокировка банковского счета.

Налоговая ставка является одним из основных элементов налогообложения. В соответствии с п. 1 ст. 53 НК РФ налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Применительно к НДС в ст. 164 НК РФ законодатель выделяет два вида налоговых ставок. К первому виду относятся налоговые ставки 0%, 10%, 18%; ко второму виду (расчетные налоговые ставки) — 10/110, 18/118 и 15,25%.

Ставка в размере 10% устанавливается для налогообложения жизненно и социально важных товаров, в том числе продовольственных товаров и товаров для детей, полный перечень которых содержится в п. 2 ст. 164 НК РФ. Указанные товары подлежат налогообложению по ставке 10% как в случае их непосредственного производства на территории Российской Федерации, так и в случае их ввоза на территорию Российской Федерации. Статья 164 НК РФ вменяет в обязанность Правительству РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определить коды видов продукции, подлежащей налогообложению по ставке 10%.

Налоговая ставка 18% является самой распространенной. Она применяется во всех случаях, когда операции по реализации товаров (работ, услуг) не облагаются по основным ставкам 0% и 10%, расчетным ставкам 10/110 и 18/118%, когда указанные операции по реализации и ввоз товаров не освобождены от налогообложения в соответствии со статьями 149 и 150 НК РФ, а также когда налогоплательщик не освобожден от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ.

Расчетные налоговые ставки 10/110 и 18/118 используются вместо основных налоговых ставок соответственно 10% и 18% в случаях, когда известна цена товара, уже включающая в себя НДС, и требуется определить сумму налога. Случаи применения расчетных налоговых ставок содержатся в п. 4 ст. 164 НК РФ.

Итак, НДС играет активную роль в формировании федерального бюджета. Из этого налога состоит большая часть (около 40%) доходной части бюджета нашей страны. Из года в год поступления от НДС только увеличиваются. Это говорит о том, что в России появилось много крупных налогоплательщиков, которые не имеют налогового права применять льготные режимы.

Акциз относится к одной из старейших форм косвенного налогообложения. В настоящее время акцизы используются в налоговых системах практически всех стран рыночной экономики, что связано с их значительным влиянием на формирование финансовых ресурсов государства. Являясь федеральным налогом, акцизы выступают одним из основных источников формирования доходов бюджетов всех уровней, подчеркивая тем самым свою высокую фискальную значимость.

Читайте также:  Льготы и гарантии для людей с инвалидностью

Следует заметить, что взимаемый в доход бюджета акциз не является ни показателем качества подакцизной продукции, ни показателем эффективности производства подакцизной продукции. Акцизы устанавливаются на ограниченный перечень высокорентабельных товаров для изъятия в доход государства части сверхприбыли, которую получают производители подакцизных товаров вследствие особых условий их производства и реализации. Акцизы также выступают средством ограничения потребления подакцизных товаров и регулирования спроса и предложения на них.

Сумма акциза включается производителем подакцизной продукции в ее цену и фактически перекладывается на потребителя. С целью ослабить его негативное влияние на малообеспеченные слои населения в число подакцизных товаров традиционно включают предметы роскоши и утвари, пользующиеся повышенным спросом, производство которых не столь дорогостояще (спиртные и табачные изделия, бензин и т.д.). Таким образом, введение акциза препятствует образованию сверхвысокой прибыли у производителя подакцизной продукции. С этой же целью акцизами облагаются компании, добывающие минеральное сырье.

Плательщиками акциза являются: юридические лица, индивидуальные предприниматели, лица, осуществляющие перевозку продукции через таможенную границу. Но, независимо от выборочности объектов налогообложения, акцизные сборы составляют около 20% от общих налоговых поступлений в бюджет страны. Подобные показатели говорят о том, что косвенные налоги сдерживают развитие российской экономики, особенно во время затянувшегося кризиса.

Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, определяется по итогам каждого налогового периода как сумма налога, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с налоговым законодательством, уменьшенная на налоговые вычеты.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своей регистрации налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено НК РФ.

Акцизный сбор играет значительную роль в осуществлении налоговой политики разных стран. Этот налог позволяет покрывать убытки бюджетных организаций.

Таможенные пошлины — косвенные налоги (взносы, платежи) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета; взимаются таможенными органами данной страны при ввозе товара на ее таможенную территорию или его вывозе с этой территории по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

В этих взаимоотношениях сторону государства представляет таможня — структурное подразделение Федеральной таможенной службы.

Российские организации уплачивают таможенные пошлины как при продаже товаров за границу — вывозные таможенные пошлины, так и при покупке товара за границей — ввозные таможенные пошлины. Пошлины уплачиваются при перемещении товара через таможенную границу Российской Федерации, которая за некоторыми исключениями совпадает с государственной границей.

Ставки таможенных пошлин определяются в Таможенном тарифе Российской Федерации и зависят от вида товара (по классификации ТН ВЭД), страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин.

В зависимости от направления облагаемых товаров выделяют: Импортные (ввозные) пошлины — наиболее распространенный как в мировой практике, так и в России вид пошлин;

Экспортные (вывозные) пошлины — встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти). ВТО призывает к полной отмене таких пошлин;

Транзитные пошлины — в настоящее время в РФ установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются.

В России действует дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных пошлин зависят от страны происхождения товара:

базовые ставки применяются к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения которых с Россией предусматривают режим наибольшего благоприятствования (почти все страны, поддерживающие внешнюю торговлю с Россией) и составляют 100 % от указанных в Таможенном тарифе;

если торгово-политические отношения не предусматривают такого режима, применяются максимальные ставки таможенных пошлин, составляющие 200 % от указанных в Таможенном тарифе;

в отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, торгово- политические отношения с которой не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по указанным ставкам;

преференциальные ставки применяются по отношению к товарам, происходящим из стран, отнесенных к категории развивающихся. В настоящее время они составляют 75 % от базовых;

к товарам, происходящим из стран СНГ, применяются нулевые ставки таможенных пошлин.

Однако ставки таможенных пошлин не дифференцируются в зависимости от лиц, осуществляющих внешнеторговые операции, видов сделок и других факторов.

В зависимости от способа исчисления ставок таможенные пошлины подразделяют на:

Адвалорные — (от латинского ad valorem — от стоимости) — определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной информации.

Специфические — устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объема, штуки и др.) товара;

Комбинированные — при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм.

Рассмотрев 3 основных косвенных налога, можно сделать выводы о достоинствах косвенных налогов:

      1. При правильном и удачном выборе объектов обложения они могут приносить казне такие крупные доходы, которые было бы затруднительно собрать в форме налога прямого, что обусловливается тем, что уплата косвенных налогов производится незначительными долями, большей частью в виде надбавок к цене товаров, между тем как прямые налоги обычно уплачиваются сразу, более или менее крупными суммами;
      2. Момент уплаты косвенных налогов большей частью удобен для плательщиков, так как он совпадает обычно с приобретением каких-нибудь предметов, свидетельствующим о том, что у плательщиков имеются деньги. Этот довод, как и большинство других, приводимых в пользу косвенного налога, применим, впрочем, только к обложению предметов не первой, а более или менее условной необходимости;
      3. При помощи косвенных налогов можно привлечь к обложению большие массы плательщиков, которые только с большим трудом и издержками могли бы быть обложены прямыми налогами. Точно так же этим путем достигается обложение таких лиц и доходов, которые почему-либо не обложены или не могут быть обложены прямыми налогами иностранцы;
      4. В некоторых отношениях и случаях взимать косвенные налоги легче и дешевле, чем прямые, как например, при провозе через границу, в момент производства и т. п.; при этом продавцы или производители являются как бы безвозмездными посредниками по взиманию налогов.
Читайте также:  Расторжение соглашения об уплате алиментов

Налог — это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны. Порядок и условия уплаты плательщиками налогов и сборов определяются Налоговым Кодексом РФ (далее НК РФ) и рядом федеральных законов (смотри п. 1 ст. 1 НК РФ). Сама налоговая система России 2015 описана во 2 главе НК РФ. В состав налоговой системы РФ включаются налоги (куда также входят акцизы) и сборы (вместе с государственными пошлинами). Важно, что при этом таможенные пошлины в состав налоговой системы РФ не входят, поскольку целиком и полностью относятся к сфере таможенного регулирования.

Все налоги и сборы в Российской Федерации подразделяются на три иерархических уровня, на три типа или вида: местные, региональные и федеральные. Под налоговым бременем понимается для страны в целом отношение общей суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта, а для конкретного налогоплательщика — отношение суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей к объему реализации.

Косвенные налоги — это налоги, перекладываемые путем надбавки в цене на потребителя товара, который становится окончательным плательщиком. К косвенным налогам в РФ относятся: налог на добавленную стоимость, включаемый в цену всех товаров (федеральный косвенный налог); акцизы — специальные косвенные налоги, включаемые в цену отдельных товаров (товары иррационального спроса, автомобили, топливо, этиловый спирт); таможенные пошлины; госпошлины в суд, отраслевые сборы, лицензии на отдельные виды деятельности и прочие проявления фискальной монополии государства; взносы работодателей в ФСС.

Основным законом, регулирующим отношения, возникающие по установлению, исчислению и взиманию косвенных налогов в России, является Налоговый кодекс РФ (НК РФ), принятый в соответствии с Конституцией РФ.

Налогообложение добавленной стоимости — одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Порядок исчисления налога и его уплаты в настоящее время регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ.

Порядок начисления и уплаты акциза регулируется гл. 22 НК РФ. Перечень подакцизной продукции установлен ст. 181 НК РФ. Сюда входит: этиловый спирт; спиртосодержащая и алкогольная продукция, пиво; табачные изделия; мотоциклы и автомобили; бензин, дизтопливо; моторные масла; печное топливо; авиационный керосин; природный газ (согласно с международными соглашениями). В соответствии с Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ скорректированы ставки акцизов на алкогольную продукцию, табак и автомобильный бензин, с 1 января 2015 г.

К таможенным платежам в 2015 году относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; таможенные сборы. Исчисление и уплата сборов осуществляются на основании Таможенного кодекса Российской Федерации и соответствующих постановлений правительства.

НДС играет активную роль в формировании федерального бюджета. Из этого налога состоит большая часть (около 40%) доходной части бюджета нашей страны.

Акциз относится к одной из старейших форм косвенного налогообложения. В настоящее время акцизы используются в налоговых системах практически всех стран рыночной экономики, что связано с их значительным влиянием на формирование финансовых ресурсов государства.

Таможенные пошлины — косвенные налоги (взносы, платежи) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета; взимаются таможенными органами данной страны при ввозе товара на ее таможенную территорию или его вывозе с этой территории по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Руководствуясь материалами отдела учета, анализа налоговых поступлений и отчетности Управления ФНС России, в работе проведён детальный анализ и рассмотрена динамика поступлений налогов и сборов в бюджетную систему в 2012-2014гг.

В федеральном бюджете поступления от НДС уступают только одному налогу на добычу полезных ископаемых и составляют около четверти всех доходов. Превосходя по размеру все налоговые доходы, НДС товаров, которые реализуются в России (в т. ч. НДС при ввозе товаров на территорию РФ), стоит на первом месте. В целом, поступления НДС и акцизов в консолидированный бюджет РФ возрастают. Таким образом, косвенные налоги имеют важное фискальное значение, являясь при этом существенным источником пополнения доходов бюджета.

Одной из главнейших проблем в кризисный период в области налогообложения является достижение оптимальной величины собираемости налогов. Анализ статистических данных за весь период существования налоговой системы РФ показал, что НДС всегда лидировал в доле налоговых поступлений федерального бюджета.

Существующий механизм исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость наряду с достоинствами, присущими косвенным налогам, имеет значительные недостатки, Прежде всего — это сложность администрирования, которые требуют значительных контролирующих мероприятий.

В настоящее время предлагаемые пути развития НДС различны: замена НДС на налог с продаж; принятие единой ставки НДС и исключение льготных ставок для отдельных видов товаров; формирования нового подхода к механизму администрирования данного налога на основе улучшения технологий контроля.

Перспективы развития акцизов в РФ связаны с уточнением перечня подакцизной продукции, дифференциацией ставок, исчислением и уплатой акцизов на спиртосодержащую продукцию и нефтепродукты.

Итак, налоговая система России, в том числе и система косвенных налогов, далеко не совершенна. Тем не менее, по мнению многих исследователей, косвенные налоги являются оптимальными для нестабильной экономики.

Итак, система косвенных налогов должна базироваться на оптимальном сочетании интересов всех социальных слоев общества — предпринимателей, работников, государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в количестве получаемых доходов, что имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе.

Что относится к косвенным налогам, логично не входит в группу прямых. Взимание же последних происходит непосредственно со стоимости имущества или дохода налогообязанного лица. Данные налоги поступают в госбюджет сразу же после перечисления. Это обычно процент от стоимости объекта налогообложения. В нашей стране для определенных категорий населения предусмотрены льготы по их оплате, а иногда и полное освобождение от перечисления.

Читайте также:  Алименты с неработающего отца в 2023 году

Главное достоинство прямых налогов — их проще рассчитывать и контролировать в дальнейшем. В целом именно они помогают управлять экономической ситуацией в стране. Каким образом? Избирательно воздействуют на сферы производства, способствуют созданию благоприятных условий для отдельных отраслей деятельности — тех, которым необходима поддержка государства.

Последняя групп косвенных налогов — таможенные пошлины. Ими облагаются импортные, экспортные и транзитные товары. Их взимают таможенные органы при ввозе и вывозе продукции с таможенной территории Российской Федерации. Функция взимания таких платежей возложена на Федеральную таможенную службу.

Ставки для этих косвенных налогов определены в Таможенном тарифе РФ. Их величина зависит от типа товара по ТН ВЭД, страны-производителя. Самые распространенные пошлины как в России, так и в мире — это импортные. Гораздо реже встречаются экспортные. Например, в отношении нефти. ВТО настаивает на их полной отмене. Что касается транзитных пошлин, в России они нулевые, да и в большинстве стран мира отменены.

В зависимости от способа начисления ставок, определены следующие группы таможенных пошлин:

  • Адвалорные. Выражаются в процентах от стоимости товара.
  • Специфические. Конкретная денежная сумма.
  • Комбинированные.

Также существуют специальные, антидемпинговые, сезонные, компенсационные таможенные пошлины.

Характеристики прямых налогов и косвенных, их отличия друг от друга

Разница между прямыми налогами и косвенными заключается в нескольких основных пунктах. Здесь учитывается сам момент уплаты и связь между налогоплательщиком и предметом налогообложения.

Прямыми налогами являются те, налогоплательщиком которых является тот же субъект, которому принадлежит налогооблагаемый объект. Примером для начисления прямого налога может быть фирма (субъект), получившая прибыль (объект) и заплатившая с нее определенный процент государству или владелец недвижимости, платящий процент государству с кадастровой стоимости владения.

Косвенные налоги тоже платит налогоплательщик, но отличие в том, что ему платит, в свою очередь, другое лицо. К примеру: фирма (субъект) продает продукцию или услугу (объект) покупателю, платит с этого НДС, уже включенный в цену продаваемой продукции или услуги. По сути, налогоплательщик является промежуточным звеном. Здесь платит за все покупатель (даже не подозревая об этом), но не напрямую, а через посредника. Таковы общие отличия. Но есть еще нюансы, которые стоит рассмотреть подробнее.

Прямые налоги: виды и особенности

К прямым налогам относятся сборы, которыми государство облагает доходы граждан (зарплату, прибыль, проценты) или их имущество (землю, недвижимость, транспортные средства). Этот предлагаемый вид сборов уплачивается гражданином самостоятельно в государственную казну.

Система прямых налогов РФ включает следующие виды:

с юридических лиц:

  • на прибыль;
  • на имущество;
  • на землю;
  • на бизнес (например, в сфере игровых автоматов);
  • на водные источники;
  • на добычу полезных ископаемых.

с физических лиц:

  • подоходный;
  • поимущественный;
  • с имущества;
  • транспортный;
  • на имущество, полученное гражданином в порядке наследования или дарения.

Прямые и косвенные налоги 2020

Налог — это обязательный денежный сбор или какой-либо другой вид сбора, который обычно налагается правительством или муниципалитетом на индивидуальные доходы, прибыль бизнеса или добавляется на некоторые товары, которые покупают потребители.

Деньги, полученные путем налогообложения, используются для финансирования различных государственных расходов, в том числе больниц и строительства инфраструктур среди других. Прямые и косвенные налоги включают некоторые налоги, взимаемые правительством.

Однако существуют существенные различия между прямыми и прямыми налогами, как обсуждается ниже.

Прямой налог — это деньги, выплачиваемые непосредственно внушительной власти, которая большую часть времени принадлежит правительству или муниципальному органу. Примерами прямых налогов являются налог на прибыль, корпоративные налоги, налоги на имущество и подарочные налоги.

Косвенные налоги и их роль в формировании доходов бюджета

В зависимости От метода взимания Налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые Налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством.

Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд других налогов. В данном случае основанием для обложения являются владение и пользование доходами и имуществом.

Косвенные Налоги взимаются в сфере потребления, т. е. в процессе движения доходов или оборота товаров. Они включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству.

Поэтому косвенные налоги нередко называются налогами на потребление и предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя.

Субъектом налога в данном случае является продавец товара, выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога. Примером косвенного налогообложения служат налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины.

Для государства косвенные налоги являются наиболее простыми с точки зрения их взимания. Эти налоги привлекательны для государства еще и тем, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается даже в условиях спада производства и убыточной работы предприятий.

Главным недостатком косвенных налогов является то, чти при них о податной способности плательщиков приходится судить на основании посредствующих моментов, напр.

Далее в косвенном обложении весьма трудно осуществить равномерность обложения. При обложении же предметов первой необходимости, косвенные налоги становятся обратно пропорциональными средствам плательщиков.

Но, с другой стороны, косвенные налоги помогают осуществить общность обложения, которая при настоящем складе народного хозяйства недостижима при посредстве одного прямого обложение доходов и капиталов; косвенные налоги отличаются сравнительною нечувствительностью для плательщиков и дают возможность собирать средства для покрытие огромных современных государственных расходов.

К достоинствам косвенных налогов некоторые относят и то, что эти налоги уплачиваются как бы добровольно и что они, не распространяясь на сберегаемые доли доходов, способствуют бережливости. Но это никак не может относиться к налогам на предметы первой необходимости, при которых не может быть речи о добровольности уплаты их.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *